суббота, 4 января 2020 г.

Новый год в Японии

Заботы на исходе года.

Привет, мои дорогие!

А ведь сделать надо не мало - убрать жилище, приобрести заранее продукты для новогодних блюд, купить новую одежду и домашнюю утварь, приготовить подарки для родственников, близких, друзей и нужных людей, запастись украшениями для для дома и другими ритуальными предметами. И только тогда можно сказать, что каждый человек, каждая вещь готовы к этому знаменательному событию. Все эти традиции в Японии восходят к далекому прошлому.




Сейчас ритуал уборки называют осоджи (osodji), но на самом деле не все японцы знают откуда он взялся


Уборка дома в последние дни уходящего года имела не только бытовое назначение, но в значительной степени несла магическую нагрузку. Ведь на Новый год, как и на любой другой праздник, дом должно посетить божество, в данном случае божество года тосигами. Кроме того, всегда считалось, что удача не склонна проявляться в грязном, неприбранном доме. Обычай производить генеральную уборку жилища (сусуха-рай, сусухаки) очень древний. Название этой уборки восходит к тем временам, когда очаг в доме был открытым и в комнатах быстро накапливалось много копоти. А в предпраздничные дни все мыли, чистили, скоблили. Так древние японцы готовились встречать новогодних богов в чистом доме с Читой душой и телом.


По сей день осоджи это не просто новогодняя генеральная уборка перед приходом гостей, но и вежливый способ приветствия и приглашения богов в свой скромный уголок.

Если вы хотите вступить в новый год в новом обличии, то крайне необходимо сделать одну вещь, которые многие игнорируют - выбрасывать старые ненужные вещи, они только засоряют нам жизнь и не дают двигаться дальше.


Новый год - один из немногих праздников, во время которых тщательно украшают дома, как внутри, так и снаружи, специальным набором атрибутов.




Главным атрибутом является кадомацу (буквально "сосна у входа" или "сосана у ворот"). Это украшение имеет ритуальный смысл и служит признаком того, что дом готов к приему божества. Устанавливается кадомацу с 28 декабря и убирается обычно 7 января. 
Название "кадомацу" появилось потому, что непременным компонентом новогоднего украшения является сосна, будь то большое дерево или просто веточка. Все зависит от достатка дома.  Вечно зеленая сосан символизирует силу, твердость, стойкость, долголетие, здоровье, радостную и счастливую жизнь. Издавна из смолы сосаны делали настойку, так называемую мащудзакэ (сакэ из сосны), которая применялась как лекарство для снижения кровяного давления. В старину чаще всего деревце сосны устанавливали у ворот или посредине двоа. В эпоху Муромати (1392-1573) это всегда было только одно деревце. А в эпоху Это из стало два. Их ставят по обе стороны входа, это связано с поверьем, что эти два дерева - символ японской божественной супружеской пары - Идзанаги и Индзанами, которые породили Японские острова. Другой обязательной составной частью кадомацу является бамбук - сиво стойкости, противостояния невзгодам жизни, а так же стремительного процветания, ведь бамбук растет очень быстро (за ночь от может удлиниться на 12 см), а его даже тонкие побеги при сильном ветре не ломаются, а только гнутся.  Стоящие по обе стороны входа сосна и бамбук соединяются соломенным жгутом - симэнава, который, согласно, народным поверьям, ограждает от злых духов и несчастий. Именно появление симэнава означает, что дом очищен от скверны и надежно защищен от "дурного глаза". 
В состав кадомацу могут входить также папоротник, означающий чистоту и плодородие, водоросли - счастье, мандарины дай-дай - благополучие и долголетие для всей семьи, креветка или рак  - долголетие, веточка цветущей сливы или персика - стойкость, поскольку они расцветают в самое суровое время года, а также красоту.  Все эти компоненты порознь или вместе соединяются с симэнава в единую композицию.




В оформлении интерьера в квартирах или домах также много специфического, новогоднего. В частности , в качестве украшений используются любимые кушанья японцев мочи - рисовые лепешки и данго - рисовые колобки, приготовленные в виде клецке. Мочи всегда играли важную роль в новогодней обрядности. С древних времен такие лепешки различной формы использовались в качестве подношений богам, императору и всем, кто стоит выше дарящего на иерархической лестнице.  С давних пор существовал обычай украшать внутреннюю часть жилища букетами из ивовых или бамбуковых веток с подвешенными на них или насаженными мочи в форме цветов, рыб, различных фруктов. Эти украшения носят название мочибана. Мочи снимали с веток 15 января, в дни "малого Нового года", обжаривали их и съедали с кожей из адзуки (красные бобы). Мочи - пища высококалорийная и поэтому считалось, что она придает человеку особые силы. 

Сейчас вы поймете, почему японцы трудоголики, все берет корни издревле.
В старину на Новый год люди отдыхали три дня и только на четвертый приступали к работе. Но! уже в те времена некоторые нарушали этот обычай, ведь чем раньше начнешь трудиться, тем больше получишь дохода. 
До сих пор японцы отдыхают всего 3 дня, но сейчас выходные зависят еще и от календаря, поэтом в этом году выходные продлятся до 6 января. Но когда бы люди не начали работать, все равно новогоднее настроение чувствуется в течение одной-двух недель. Несмотря на то, что елки в Новый год отсутствуют, они являются только рождественским атрибутом.  В течение двух недель после нового года продолжаются новогодние вечеринки. Если перед Новым годом все ходили на Боненкай  - что-то вроде корпоратива в честь провода старого года. А после встречи Нового года все идут на щиненкай - корпоратив по поводу встречи Нового года. Японца лишь бы выпить. Как в песне поется "была бы выпивка, а повод мы всегда найдем" Вот у японцев куча этих поводов, ой, о чем это я?! Я же о Новом годе сейчас. Кстати, отказываться от "корпоратива" не принято.



наш стол вечером 31 декабря





Так вот, в первые недели продолжаются игры в волан и запуск воздушных змеев, поздравления, обмен подарками, сохраняются новогодние украшение в доме, еще не съедена ритуальная пища.
Этот период называется мацу-то ути или симэно ути, что означает "пока стоят сосны" или "пока висят Симэнава" В одних местах он длится с 1 по 7 января, в других, например в районе Осака-Киото, до 15 января, а в некоторых еще дольше. Эти дни наполнены различными новогодними ритуалами, празднествами, соревнованиями, обрядами в храмах. Все, что делается начиная со 2 января, называется котохад-зимэ - впервые сделанное. Это относится практически ко всему: к первой песне, первому танцу, первому письму, первому сочиненному стихотворению. Согласно поверьям, если в первые дни Ногого года сделаешь что-то хорошо, то и весь год будет удачным. Эта традиция жива до сих пор.

С Новым годом вас дорогие мои! С новым счастьем!



























Комментариев нет:

Отправить комментарий