Кобе скорбит
Рано утром 17 января 1995 года, когда вся Япония просыпалась, земля между городами Осака и Кобе содрогнулась и начала трястись. Мощь подземных поляков была настолько мощной, что эхо ощущалось далеко от эпицентра. Сила толчков равнялась 7,3 магнитуды по шале Рихтера.
Рано утром 17 января 1995 года, когда вся Япония просыпалась, земля между городами Осака и Кобе содрогнулась и начала трястись. Мощь подземных поляков была настолько мощной, что эхо ощущалось далеко от эпицентра. Сила толчков равнялась 7,3 магнитуды по шале Рихтера.
День только начинался, было 5:46 утра, сильная тряска заставила жителей города вскочить на ноги. Подготовленные с детского сада японцы сразу поняли что случилось, поспешили выбежать на улицу, где увидели нереальные события, словно из фильма-катастрофы: уличные покрытия выворачивались, поверхность земли трескалась, обваливались дома, карнизы падали. Повсюду забила вода, искрились оборвавшиеся линии электропередачи, переходы в метро завалило. Центральные части города превратились в руины. Тех, кому не повезло выжить в трагедии, насчитывается около 6.430 человек. Число тех, кого живыми извлекли из под обломков, но нуждавшихся в медицинской помощи, превысило 26.000 человек.
На тот момент, когда произошло землетрясение, Кобе, расположенный в южной части острова Хонсю, являлся богатым промышленным городом. По объему грузоперевозок его порт был первым в Азии и вторым в мире. Благодаря насыщенности деловой жизни в городе всегда царила атмосфера космополитизма. В примыкающем к порту районе проживало 45.500 человек, представителей более 100 национальностей.
Кобе бы центром экономического сообщества, имевшим прочные связи с Осакой, Токио, Нагойей, Хакатой и Йокохамой. После Второй мировой войны город развивался настолько стремительно, что в его заливе появилось две насыпных острова.
Но в ранние утренние часы 17 января 1995 года благосостоянию Кобе был нанесен неожиданный удар. В 5 часов 46 минут землетрясение, эпицентр которого находился на острове Аваджи, в 20 км. от Кобе, полностью разрушило его.
Невозможно поверить в то, что землетрясение длилось всего 20 секунд, но принесло такие ужасающие последствия. В Кобе разрушения были особенно значительными. Японцы гордились цветущим городом, в котором проживали. Здесь обосновались штаб-квартиры крупных банков, разнообразные машиностроительные предприятия, заводы химической промышленности и кораблестроения.
Всего за 20 секунд разбушевавшаяся природа превратило все это в бесполезную груду каменного, металлического и пластмассового мусора.
Сразу же в разных районах города вспыхнули пожары, которые ликвидировать было невозможно, потому что пожарные машины не могли проехать по заваленным центрам улиц. Так тушение их оказалось чрезвычайно тяжелым и рискованным занятием. Большая часть водопроводных труб, так же как и газовых, пришла в негодность, не выдержав силы подземного толчка. В старой части города улицы были очень узкими, что помогло пламени быстро распространяться. С водой были проблемы. Телефонная связь отсутствовала, многие магазины были разрушены. Возникла острая нехватка необходимых промышленных и продовольственных товаров.
Почти 33% всех жилых и административных знаний (это примерно 20.000) получили повреждения, которые невозможно было восстановить, а некоторые просто испарились, как будто их и не было никогда. Сотни тысяч человек остались без жилья. Катастрофа разрушила более 100 городских причалов, километровые участки скоростного шоссе. Газо и электроснабжения вышли из строя. Ущерб составил примерно 102 млрд.долларов.
Кобе и Осака оказались отрезанными от остального мира. Жизнь в этих городах была парализована. В землетрясении не выстояли конструкции, считавшиеся прежде сейсмоустойчивыми, в частности многие железнодорожные магистрали и автобаны. Например, бетонная автострада Ханшин, которую воспринимали как уникальное сооружение, верх инженерного искусства, обрушилась как ни в чем не бывало. Специалисты в свое время не скупились на похвалы и прогнозы относительно того, что эта автострада спроектирована с расчетом на землетрясение магнитудой до 8 баллов и даже выше. Но даже менее сильный толчок магнитудой в 7,3 заставил рассыпаться бетонные опоры, словно они были стеклянные. Бетонное полотно дороги длиной в несколько километров рухнуло в одночасье, увлекая за собой сотни проезжавших автомобилей.
Через какое-то время радиосвязь с центральными властями все-таки удалось установить, Попасть на место трагедии было невозможно, поскольку ближайшие аэродромы не функционировали, автомагистрали при приближении к городу обрывались, железнодорожное сообщение было нарушено. Несколько дней город ждал помощи, а ее все не было. Людям приходилось полагаться только на себя. Они посчитали, что правительство бросило их на произвол судьбы, не жалея проявлять заботу.
Ситуация была трагичной, и тогда с неожиданной стороны показал себя якудза - японская мафия, которая контролировала в Кобе игорный бизнес. Вероятно с целью завоевания авторитета среди местных жителей или же по просьбе местных властей, никто не знает, но тем не менее именно якудза, используя свои каналы и возможности, быстро наладили водо, газ, электроснабжение, при этом не требуя с горожан никакой платы. Они ходили по домам и приносили продукты. Они обеспечили качественное медицинское обслуживание и вообще очень органично вошли в роль законной власти. Конечно, они правильно сделали ставку, поэтому получили свое, но не в виде материального вознаграждения, а путем приобретения долгосрочного доверия и уважения местного населения, что конечно куда перспективнее, чем сиюминутная выгода. Ведь никто не мог представить, что преступная подпольная огранизация, специализирующаяся на шантаже, грабежах и убийствах, вдруг будет благотворительной организаций.
Но столичные власти долго решали вопрос о том, кому следует заниматься восстановлением Кобе и Осаки и заниматься всем тем, что пока находилось в ведении якудзы: восстанавливать водопроводы, обеспечивать поставки продовольствия, организовывать поставку теплых вещей и оказывать медицинскую помощь пострадавшим... Жизнь разрушенных городов более-менее вошла в прежнее русло только через 6 долгих месяцев. Но немалое количество горожан на протяжении еще нескольких месяцев продолжало жить в походных условиях под открытым небом.
Именно после этой трагедии правительство Японии направило значительные средства на программы изучения причин землетрясений и прогнозирования подземных толчков. В главы политиков наконец-то пришла разумная мысль на предсказания тектонических процессов идет намного меньше денег, чем на восстановления разрушенного.
Несмотря на мощность землетрясении, горожане и правительство Кобе приняло решение отстроить город заново. План полной реконструкции города был рассчитан на 10 лет. Жизненно важным являлось восстановление городской и социальной инфраструктуры. Предстояло помочь людям, потерявшим работу и родных , а так же тем, кто в результате стихийного бедствия получил психологическую травму. Строительные работы по возведению первых домов начались спустя три дня после землетрясения.
К 2003 году было пространно 200.000 новых домов, это значительно больше, чем планировалось изначально. Через два года были восстановлены дороги, мосты, железнодорожные дороги и самая важная часть города - порт. Автомобильные дороги имели большое значение не только для города, их состояние неблагоприятно сказалось на экономике всей страны, что получило выражение в экономических показателях тех лет. Новые здания строились уже с учетом антисейсмических требований - трагедия подобного масштаба не должна повториться. Кстати, наш дом был построен в 2001 году и соответствует новым антисейсмическим нормам.
В 2005 (спустя 10 лет) году порт Кобе вошел в тридцатку крупнейших портов мира, что говорит об огромных успехах, достигнутых городом после страшной трагедии двенадцатилетней давности. Землетрясение унесло много человеческих жизней, но в тоже время вилось испытанием на прочность людей и общества, которые не успокоятся до тех пор, пока город не возродиться полностью.
Сейчас Кобе красивый, процветающий город, с радостью встречающий туристов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий