пятница, 17 января 2020 г.

Землетрясение Ханщин в Кобе

Кобе скорбит

Рано утром 17 января 1995 года, когда вся Япония просыпалась, земля между городами Осака и Кобе содрогнулась и начала трястись. Мощь подземных поляков была настолько мощной, что эхо ощущалось далеко от эпицентра. Сила толчков равнялась 7,3 магнитуды по шале Рихтера.






День только начинался, было 5:46  утра, сильная тряска заставила жителей города вскочить на ноги. Подготовленные с детского сада японцы сразу поняли что случилось, поспешили выбежать на улицу, где увидели нереальные события, словно из фильма-катастрофы: уличные покрытия выворачивались, поверхность земли трескалась, обваливались дома, карнизы падали. Повсюду забила вода, искрились оборвавшиеся линии электропередачи, переходы в метро завалило. Центральные части города превратились в руины. Тех, кому не повезло выжить в трагедии, насчитывается около 6.430 человек. Число тех, кого живыми извлекли из под обломков, но нуждавшихся в медицинской помощи, превысило 26.000 человек.

На тот момент, когда произошло землетрясение, Кобе, расположенный в южной части острова Хонсю, являлся богатым промышленным городом. По объему грузоперевозок его порт был первым в Азии и вторым в мире. Благодаря насыщенности деловой жизни в городе всегда царила атмосфера космополитизма. В примыкающем к порту районе проживало 45.500 человек, представителей более 100 национальностей. 

Кобе бы центром экономического сообщества, имевшим прочные связи с Осакой, Токио, Нагойей, Хакатой и Йокохамой. После Второй мировой войны город развивался настолько стремительно, что в его заливе появилось две насыпных острова.

Но в ранние утренние часы 17 января 1995 года благосостоянию Кобе был нанесен неожиданный удар. В 5 часов 46 минут землетрясение, эпицентр которого находился на острове Аваджи, в 20 км. от Кобе, полностью разрушило его. 

Невозможно поверить в то, что землетрясение длилось всего 20 секунд, но принесло такие ужасающие последствия. В Кобе разрушения были  особенно значительными. Японцы гордились цветущим городом, в котором проживали. Здесь обосновались штаб-квартиры крупных банков, разнообразные машиностроительные предприятия, заводы химической промышленности и кораблестроения. 

Всего за 20 секунд разбушевавшаяся природа превратило все это в бесполезную груду каменного, металлического и пластмассового мусора.





Сразу же в разных районах города вспыхнули пожары, которые ликвидировать было невозможно, потому что пожарные машины не могли проехать по заваленным центрам улиц.  Так тушение их оказалось чрезвычайно тяжелым и рискованным занятием. Большая часть водопроводных труб, так же как и газовых, пришла в негодность, не выдержав силы подземного толчка. В старой части города улицы были очень узкими, что помогло пламени быстро распространяться.  С водой были проблемы. Телефонная связь отсутствовала, многие магазины были разрушены. Возникла острая нехватка необходимых промышленных  и продовольственных товаров. 

Почти 33% всех жилых и административных знаний (это примерно 20.000) получили повреждения, которые невозможно было восстановить, а некоторые просто испарились, как будто их и не было никогда. Сотни тысяч человек остались без жилья. Катастрофа разрушила более 100 городских причалов, километровые участки скоростного шоссе.  Газо и электроснабжения вышли из строя. Ущерб составил примерно 102 млрд.долларов. 

Кобе и Осака оказались отрезанными от остального мира. Жизнь в этих городах была парализована.  В  землетрясении не выстояли конструкции, считавшиеся прежде сейсмоустойчивыми, в частности  многие железнодорожные магистрали и автобаны. Например, бетонная автострада Ханшин, которую воспринимали как уникальное сооружение, верх инженерного искусства, обрушилась как ни в чем не бывало. Специалисты в свое время не скупились на похвалы и прогнозы относительно того, что эта автострада спроектирована с расчетом на землетрясение магнитудой до 8 баллов и даже выше. Но даже менее сильный толчок магнитудой в 7,3 заставил рассыпаться бетонные опоры, словно они были стеклянные. Бетонное полотно дороги длиной в несколько километров рухнуло в одночасье, увлекая за собой сотни проезжавших автомобилей.




Через какое-то время радиосвязь с центральными властями все-таки удалось установить, Попасть на место трагедии было невозможно, поскольку ближайшие аэродромы не функционировали, автомагистрали при приближении к городу обрывались, железнодорожное сообщение было нарушено. Несколько дней город ждал помощи, а ее все не было. Людям приходилось полагаться только на себя. Они посчитали, что правительство бросило их на произвол судьбы, не жалея проявлять заботу.

Ситуация была трагичной, и тогда с неожиданной стороны показал себя якудза - японская мафия, которая контролировала в Кобе игорный бизнес. Вероятно с целью завоевания авторитета среди местных жителей или же по просьбе местных властей, никто не знает, но тем не менее именно якудза, используя свои каналы и возможности, быстро наладили водо, газ, электроснабжение, при этом не требуя с горожан никакой платы. Они ходили по домам и приносили продукты. Они обеспечили качественное медицинское обслуживание и вообще очень органично вошли в роль законной власти. Конечно, они правильно сделали ставку, поэтому получили свое, но не в виде материального вознаграждения, а путем приобретения долгосрочного доверия и уважения местного населения, что конечно куда перспективнее, чем сиюминутная выгода. Ведь никто не мог представить, что преступная подпольная огранизация, специализирующаяся на шантаже, грабежах и убийствах, вдруг будет благотворительной организаций. 

Но  столичные власти долго решали вопрос о том, кому следует заниматься восстановлением Кобе и Осаки и заниматься всем тем, что пока находилось в ведении якудзы: восстанавливать водопроводы, обеспечивать поставки продовольствия, организовывать поставку теплых вещей и оказывать медицинскую помощь пострадавшим... Жизнь разрушенных городов более-менее вошла в прежнее русло только через 6 долгих месяцев.  Но немалое количество горожан на протяжении еще нескольких месяцев продолжало жить в походных условиях под открытым небом. 

Именно после этой трагедии правительство Японии направило значительные средства на программы изучения причин землетрясений и прогнозирования подземных толчков. В главы политиков наконец-то пришла разумная мысль  на предсказания тектонических процессов идет намного меньше денег, чем на восстановления разрушенного.




Несмотря на мощность землетрясении, горожане и правительство Кобе приняло решение отстроить город заново. План полной реконструкции города был рассчитан на 10 лет. Жизненно важным являлось восстановление городской и социальной инфраструктуры. Предстояло помочь людям, потерявшим работу и родных , а так же тем, кто в результате стихийного бедствия получил психологическую травму. Строительные работы по возведению первых домов начались спустя три дня после землетрясения. 


К 2003 году было пространно 200.000 новых домов, это значительно больше, чем планировалось изначально. Через два года были восстановлены дороги, мосты, железнодорожные дороги и самая важная часть города - порт. Автомобильные дороги имели большое значение не только для города, их состояние неблагоприятно сказалось на экономике всей страны, что получило выражение в экономических показателях тех лет. Новые здания строились уже с учетом антисейсмических требований - трагедия подобного масштаба не должна повториться. Кстати, наш дом был построен в 2001 году и соответствует новым антисейсмическим нормам. 
В 2005 (спустя 10 лет)  году порт Кобе вошел в тридцатку крупнейших портов мира, что говорит об огромных успехах, достигнутых городом после страшной трагедии двенадцатилетней давности. Землетрясение унесло много человеческих жизней, но в тоже время вилось испытанием на прочность людей и общества, которые не успокоятся до тех пор, пока город не возродиться полностью.









Сейчас Кобе красивый, процветающий город, с радостью встречающий туристов.






Комментариев нет:

Отправить комментарий